Эмоции и восприятие контента

Согласно теории о «триедином мозге» у человека есть три блока мозга, которые отвечают за разные функции. Это связано с эволюционным развитием.
Рептильный мозг

Самая древняя часть. Отвечает за инстинкты. Есть три реакции на опасность, которые невозможно контролировать: бей, беги или замри. Это работа рептильного мозга: он выдает мгновенную реакцию, которая может спасти жизнь, но совершенно не поддается логике.
Лимбический мозг

Мозг млекопитающего. Отвечает за эмоции и социальные связи. Его цель: удовлетворение базовых потребностей и получение от этого удовольствия. Логика на него тоже не действует.
Неокортекс


«Новая кора» отвечает за мышление, самосознание, интеллект и логику. Часть, которая появилась последний. Она не способна противостоять двум предыдущим.


Человек сколько угодно может считать себя рациональным созданием, но эмоции и инстинкты влияют на поведение сильнее, чем логика, потому что находятся в более древней части мозга.

Поэтому так важны эмоции в контенте: они помогают подтолкнуть человека к нужным вам действиям. Их используют в рекламных объявлениях, чтобы склонить к покупке. Публикации, которые вызывают эмоциональный отклик, привлекают внимание и лучше запоминаются. Ими делятся с друзьями, а это поднимает охваты. С помощью эмоций можно создать положительный образ бренда и придать ему изюминку.

Рассмотрим основные чувства, которые вызывают публикации в интернете

Восхищение

Восхищение возникает при виде чего-то грандиозного и наполненного силой, или в ответ на нечто удивительное и красивое. Это может быть произведение искусства, природа и достопримечательности, или человек, обладающий какими-то выдающимися способностями и знаниями. Этим чувством хочется делиться с другими людьми.

Например, посмотрите, видео про Камчатку, суровую, но прекрасную. Эти величественные виды не могут не вызывать восхищение.

Удовольствие, веселье, радость

Вряд ли существует человек, который никогда не залипает на смешных видео в ущерб работе. Это лимбический мозг получает сиюминутное удовольствие. И неокортексу не по силам убедить его, что есть дела важнее, чем приколы с котиками.

Смешной контент поднимает охваты: мало того, что люди тратят часы на его просмотр, они еще и делятся с друзьями.

Чего стоит нашумевший мем «Наташ, мы там все уронили». Он был настолько популярен и так привлекал внимание, что его стали переделывать под рекламные креативы.

Интерес, любопытство

Они затягивают в контент, заставляют дочитать или досмотреть до конца. На этих эмоциях играет желтая пресса и кликбейтные заголовки из серии «ШОК! Чтобы похудеть, нужно всего лишь...». Ведь понятно, что ничего полезного не узнаешь, но иногда так и тянет нажать на ссылку.

Именно поэтому так популярен сторителлинг: человек не может оторваться от увлекательной истории, потому что хочет узнать, чем же она закончится.

В видео «Эскизы настоящей красоты» от компании Dove художник рисует портреты женщин, не видя их лиц. Он ориентируется только на то, как они сами описывают себя. Потом он рисует портреты тех же женщин, но со слов других людей. Любопытство заставляет смотреть ролик. Очень хочется узнать, насколько эти рисунки похожи.
У этого видео на английском более 69 миллионов просмотров – такой интерес оно вызвало.

Неожиданность, удивление

Еще один верный способ поднять охваты – удивить. Это делает контент запоминающимся: сложно забыть то, что совершенно не ожидал прочитать или увидеть.

Например, видео с шоу Britains Got Talent («Минута славы» – российский аналог). Кто бы мог подумать, что у этой невзрачной женщины такой красивый голос?
Неожиданность и сделала Сьюзан Бойл известной певицей, а ролик набрал миллионы просмотров.

Страх

Люди потребляют информацию для развлечения и для получения знаний. Поэтому обычно более популярен контент, вызывающий положительные эмоции. Страх – эмоция негативная, но с высоким вовлечением. Он заставляет комментировать и сохранять публикации, люди стараются предупредить своих близких об опасности. Поэтому всякие страшилки о заговорах и обманных схемах получают такое широкое распространение.

Но мы за экологичное поведение и призываем не запугивать людей заведомо ложной информацией или жестоким контентом. Поэтому в качестве примера предлагаем просто немного пощекотать нервы. Только не смотрите, если боитесь высоты:

Злость, раздражение

Еще две отрицательные эмоции с высоким вовлечением. Люди любят поспорить о том, что противоречит их мировоззрению и опыту. При этом часто рождается раздражение и даже злость.

Поднимите спорную тему или напишите ваше мнение о какой-нибудь провокационной новости и ждите комментарии. Слишком общие темы, такие как религия, политика или феминизм могут быть неактуальны для вашего аккаунта. К тому же, первые две вообще, не рекомендуется использовать. В таком случае возьмите более узкие вопросы, интересные вашей аудитории. Например, что лучше: таргетированная или контекстная реклама? Это вряд ли посеет злость, но может вызвать раздражение и желание доказать свою правоту.

Но используйте такие эмоции осторожно. Вы можете оттолкнуть часть подписчиков. Затевайте споры в своем профиле, только если уверены, что сможете аргументированно, спокойно и вежливо ответить на комментарии.

Грусть, ностальгия

Грусть – не та эмоция, которой хочется делиться. А вот ностальгия вызывает такое желание. Люди любят вспоминать времена, когда «трава была зеленее, а небо голубее». Появляется чувство чего-то утерянного, но приятного, и хочется, чтобы кто-нибудь разделил это с тобой.

Поэтому многие с ностальгией вспоминают СССР, а кто-то оглядывается на 90-е:

Сопереживание

Это чувство вызывает желание поддержать, сделать что-то хорошее. Или, хотя бы, рассказать о том, что пробудило такую эмоцию. Сторителлинг становится еще более увлекательным, если вызывает не только любопытство, но и сопереживание. Особенно, если читатель видит в герое себя.

Вот трогательное видео компании GoPro, которое стало популярным, благодаря этому чувству:

Эмоциональные триггеры в продающем контенте

Люди быстрее принимают решения в состоянии эмоционального возбуждения. Маркетологи давно этим пользуются: поощряют человека действовать, не давая ему опомниться, успокоиться и начать мыслить рационально. Для этого используют эмоциональные триггеры, которые вызывают нужные чувства и подталкивают к покупке.

Самые распространенные триггеры

  • Страх
    Прежде всего страх упущенной выгоды. Для этого ограничивают время для принятия решения или количество товара. Встречается повсеместно: «успейте купить до...», «осталось всего … мест».
  • Гордость, признание
    Эти триггеры действуют на тех, кому важно чужое мнение. Покажите, что человек станет своим в той социальной группе, которая его интересует. Или встанет на одну ступень с более успешными людьми после того как воспользуется продуктом.
  • Надежда, воодушевление
    Вызывают у покупателя надежду решить его проблему. Расписывают выгоды от приобретения продукта и показывают каких высот клиент может достичь с его помощью.
  • Уважение, восхищение
    Действуют на амбициозных людей. Подходят для продажи дорогих брендов и эксклюзивных товаров. Покажите как человек будет выделяться среди окружающих после покупки вашего продукта.
  • Интерес, любопытство
    Действует на людей, которые вечно учатся или хотят быть в курсе событий. Не стоит опускаться до желтой прессы, но можно использовать похожие приемы в заголовках. Например, «9 советов, как…», «5 причин, почему нельзя ...», «Как я вышел на доход … за год»
  • Жадность
    Люди могут купить даже ненужный товар, если на него действует большая скидка. По той же причине слово «бесплатно» всегда привлекает внимание.
  • Зависть
    Это желание получить что-то, что есть у других. Убедите, что ваш продукт не только полезен, но еще и популярен. Причем им пользуются люди с высоким социальным статусом.

Эмоции в визуале

Изображения людей



Эмоции заразительны. Чтобы передать эмоцию используйте фотографию человека, который ее испытывает. При этом желательно, чтобы лицо было показано крупным планом.

Чувство опасности


Люди сильнее реагируют на естественные эволюционные угрозы, чем на техногенные. Поэтому лицо человека в ярости выглядит более угрожающим, чем изображение несущегося автомобиля. А значит, привлечет больше внимания.

Психология цвета

Цвет сильно влияет на эмоциональное восприятие. С его помощью можно вызвать ассоциации с абстрактными понятиями и таким образом на уровне эмоций привязать нужные качества к бренду.

Вот какие качества символизируют разные цвета:
  • Желтый: оптимизм, тепло, ясность
  • Оранжевый: дружелюбность, уверенность, веселье
  • Красный: возбуждение, храбрость, энергичность
  • Фиолетовый: творчество, мудрость, воображение
  • Синий: доверие, сила, надежность
  • Зеленый: мир, здоровье, рост
  • Серый: гармония, спокойствие, нейтральность
Выводы:
Эмоции побуждают человека распространять информацию и участвовать в обсуждениях
Положительные эмоции более желательны – они получают больше вовлечения
В некоторых случаях отрицательные эмоции тоже полезны: например, страх помогает склонить к покупке
В состоянии эмоционального возбуждения люди быстрее принимают решения, а значит, быстрее покупают
Спорный контент вызывает противоречивые чувства, и в результате такие публикации собирают больше комментариев
Изучайте свою целевую аудиторию: так вы поймете, какие публикации оказывают наибольшее влияние
Первая реакция человека на любую информацию – это эмоция. Только потом начинается рационализация. Поэтому эмоции в контенте необходимы, чтобы привлечь внимание и заинтересовать. И нужно не только уметь вызывать чувства с помощью наполнения, но и заранее понять, какие именно эмоции мы хотим пробудить.
Автор статьи - Лариса Солунина