Методики для генерации идей

Если «идея» – это новая мысль, то «бизнес-идея» – это замысел, который может принести прибыль. Конечно, не все так просто: бизнес-идею нужно не только придумать, но и проверить на жизнеспособность.

Но часто затруднения возникают уже на этапе генерации бизнес-идеи: сложно создать нечто ценное для потребителей и при этом хотя бы относительно новое. Мало стартапов можно назвать уникальными.

Используют три источника бизнес-идей:

Копирование

Копируют чужой успешный продукт, обычно зарубежный
Трансформация

Совершенствуют уже существующий продукт
Комбинирование

Создают новый продукт из нескольких старых

Методы генерации идей

Эти техники для генерации идей помогают подстегнуть воображение, расслабиться и дать волю фантазии. А значит, полезны для создания оригинальной задумки.

Метод аналогий (метод синектики)

Этот способ позволяет находить новые решения с помощью ассоциаций, помогает взглянуть по-новому на обычные предметы и увидеть неожиданные связи.

Используют четыре типа аналогий:

  • Прямые
    Это очевидные сходства объектов. Например, крыло птицы и крыло самолета, сердце и насос. Таким образом изобрели многие технологии: человек подсмотрел устройство предметов в природе и на их основе создал новые полезные предметы.
  • Субъективные
    Человек представляет себя объектом, который он исследует. Что бы он «чувствовал», если бы был подводной лодкой на глубине? Давление воды, отсутствие света. Или что бы он ощущал, если бы был, например, чайником? Что влияло бы на его состояние? То есть поиск решения осуществляется от лица самого предмета.
  • Символические
    Это сравнения, метафоры и парадоксы. Нужно найти противоречия и связать их в единое целое. Например, мороженое – сладкий лед, стекло – невидимая преграда. Это дает возможность посмотреть на предмет с разных сторон и увидеть в нем противоположные или неожиданные свойства.
  • Фантастические
    Включаем воображение на полную мощность и игнорируем все законы реальности. Можно ввести фантастических персонажей, которые решат проблему мановением руки, например, доброго волшебника. После этого думаем, как заменить волшебника чем-то реальным. Такие аналогии помогают заметить и снять ложные ограничения, которые не позволяют найти решение проблемы.

Мозговой штурм

Этот метод не теряет актуальности. Суть в том, чтобы собрать как можно больше идей, даже абсурдных, и только потом отбирать среди них лучшие. Обычно в начале участники высказывают очевидные и банальные мысли, но в процессе включается творческое мышление и появляются новые, оригинальные идеи.

Мозговой штурм проходит в три этапа:

  • Подготовка
    Определяют ведущего и собирают участников. Оптимальное количество - 5-10 человек.
    Четко описывают проблему.
    01
  • Генерация идей
    Участники придумывают как можно больше идей. Нет никаких ограничений: принимаются самые фантастические и странные. Запрещено оценивать и критиковать.
    02
  • Отбор идей
    На этом этапе оценивают идеи и выбирают эффективные.

    03

Метод худших идей

Этот метод придуман в помощь мозговому штурму. Участников просят называть худшие идеи для решения проблемы. Это позволяет побороть стеснение и чувство неловкости, снять ответственность за плохой результат. Так легче начать обсуждение. А после слабых идей люди автоматически переходят к генерации творческих, продуктивных решений.

Метод шести шляп

Обычно при обдумывании задачи человек пытается удержать в голове всю информацию о проблеме и все аргументы за и против. Человек пытается быть и логичным, и креативным одновременно. Это запутывает, и что-то важное может уйти из внимания.

Метод шести шляп основан на параллельном мышлении, при котором проблему нужно последовательно рассмотреть с разных сторон и в разных эмоциональных состояниях. Метафорические шесть шляп делают процесс легким и наглядным.
  • Белая шляпа
    Информация: факты, цифры, статистика

    Определяем, что мы уже знаем и какая еще информация нужна для решения проблемы. Например, исследуем спрос и конкурентов. Но на этом этапе не оцениваем возможности своего бизнеса, а только анализируем цифры.
  • Зеленая шляпа
    Творчество

    Генерируем новые идеи, совершенствуем старые. Ищем возможности, придумываем альтернативные варианты решения проблемы.

  • Красная шляпа
    Эмоции и интуиция

    В этой шляпе высказываем эмоции по поводу идеи и ожидания, насколько эффективно она сработает. Предполагаем, какие чувства нужно вызвать у потенциальных клиентов, чтобы они купили продукт.
  • Черная шляпа
    Критика

    Эта шляпа помогает избежать необдуманных действий, найти подводные камни и исключить ошибки. Анализируем риски, рассматриваем негативные варианты развития ситуации.
  • Желтая шляпа
    Плюсы и выгоды

    В этой шляпе ищем достоинства идеи, выявляем все положительные стороны.
  • Синяя шляпа
    Реализация

    Анализируем результаты обсуждения, выбираем лучшую идею. Разрабатываем конкретные шаги для ее воплощения в жизнь.

Метод ментальных карт

Это более наглядный способ упорядочить информацию и зафиксировать мысли, чем сплошной текст или списки. Для создания карты используют лист ватмана или специальные ресурсы в интернете.
Принципы построения ментальной карты:
Главную тему помещают в центр
От нее расходятся «ветви» с ключевыми словами. То есть их располагают вокруг главной мысли, а не списком под ней
«Ветви» основаны на ассоциациях. Таким образом, видны связи объектов на карте, ясно, как одна ассоциация вытекает из другой
Не надо писать много, нужно выделить только основное. Ключевые слова подбирают яркие и запоминающиеся. Должно быть сразу было понятно, какая мысль за ними стоит
В результате получается наглядная карта ассоциаций, связанных одной темой. Это помогает включить творческое мышление и вывести новые идеи на основе этих связей.
Ментальные карты - это интересный инструмент, который можно применять во всех сферах жизни.
Хотели бы вы больше узнать о ментальных картах?
Хотите узнать полезные сервисы по составлению ментальных карт?
Хотели бы вы поучаствовать в воркшопе по созданию ментальных карт?
Ваш голос учтён! Спасибо.

Метод фокальных объектов

Этот способ помогает найти идею, как улучшить продукт. Берем объект и присоединяем к нему свойства случайных предметов с помощью ассоциаций. Исходный объект называют «фокальным».
Этапы метода:
1
Определяем фокальный объект
Например, крем
2
Определяем случайные объекты: берем любые существительные из словаря, энциклопедии или газеты
Белка, плед, закат
3
Записываем свойства объектов
Белка: маленькая, пушистая, рыжая
Плед: теплый, винтажный, уютный
Закат: красочный, яркий, летний
4
Присоединяем свойства к фокальному объекту и выбираем адекватные идеи
Крем в упаковке небольшого объема (подойдет для путешествий).
Теплый крем.
Крем, созданный по старинной технологии.
Крем яркого цвета.
Крем, который используют летом.

Метод Уолта Диснея

Этот метод позволяет посмотреть на проблему с разных точек зрения. В процессе человек принимает на себя три роли по очереди:
1
Мечтатель
Не ограничивайте фантазию. Вообразите идеальный продукт или идеальную ситуацию для бизнеса, генерируйте самые безумные идеи.
2
Реалист
Теперь рассмотрите фантазии мечтателя с учетом реальных обстоятельств. Подумайте, как осуществить его идеи в неидеальной ситуации.
3
Критик
Поищите слабые стороны в планах реалиста. Как можно их усилить? Разработайте конкретные шаги для воплощения идеи.

Разбить целое на части

Задачу легче решить, если разбить ее на части, а потом для каждого элемента придумать по несколько решений и выбрать оптимальное. Таким же образом можно найти идеи для улучшения продукта.
Рассмотрим на примере любого товара.
Определяем физические характеристики
цвет и форма,
размер и вес,
вкус, запах и так далее
Определяем процесс изготовления и продажи товара
производство и реализация,
маркетинг и доставка
Определяем затраты на продукт

стоимость и себестоимость,
временные затраты на производство,
трудоемкость производства
После того как выделили все аспекты товара, берем каждый параметр и думаем, можно ли его улучшить
можно ли сделать вкуснее,
можно ли изменить размер или форму, как уменьшить себестоимость, как ускорить производство и так далее
При рассмотрении каждого элемента может возникнуть по несколько идей, как можно его усовершенствовать.

Оператор «Размер, время, стоимость»

Этот метод основан на мысленном изменении трех параметров продукта: размера, времени и стоимости. Каждый из них нужно увеличить до бесконечности, потом уменьшить до нуля. Это позволяет преодолеть инерцию мышления и высвободить воображение. В процессе может прийти несколько идей, как решить проблему или улучшить продукт.

Допустим, стоит задача изменить обычный зонт и сделать его более оригинальным.



  • Увеличиваем размер:
    • пляжный зонт
    • зонт для большой компании
    • огромный стационарный зонт
    • Уменьшаем размер:
      • очень маленький зонт, который поместится в женскую сумочку
      • детский зонт
      • зонтик для кукол
    • Увеличиваем время изготовления зонта:
      • зонт ручной работы
      • эксклюзивный зонт в единственном экземпляре
    • Уменьшаем время изготовления зонта:
      • массовое производство однотипных зонтов
      • дешевый зонт с потерей качества
    • Увеличиваем стоимость:
      • зонт из элитного материала
      • эксклюзивный зонт со стразами или драгоценными камнями
    • Уменьшаем стоимость:
      • простой однотонный зонт из дешевых материалов
      • маленький зонт

    Ловушка для идей

    Этот метод подразумевает, что идеи уже живут в подсознании, нужно только их выпустить оттуда. Они могут прийти в голову, где угодно и когда угодно: в автобусе по дороге на работу или в кровати среди ночи. Записывайте каждую в блокнот или на диктофон. Анализировать сразу не нужно, лучше сделать это через несколько дней.

    А еще лучше выработать привычку генерировать по пять идей в день. Это могут быть любые, даже самые нереалистичные и незначительные мысли. Главное, чтобы это вошло в привычку. С каждым днем придумывать будет все легче.

    Если совсем ничего не приходит в голову, то воспользуйтесь банками идей. Существуют специальные сайты с целыми коллекциями бизнес-идей.

    Но если развивать креативное мышление и намеренно фокусироваться на поиске идей, то мир сам начнет их подкидывать. Бизнес-идеи можно увидеть везде, стоит только внимательно посмотреть по сторонам: поискать их в вашем хобби и в природе, проанализировать существующие товары и услуги или придумать, как решить проблемы окружающих людей с помощью нового продукта.
    Автор статьи - Лариса Солунина