Кросс-функциональные команды:
команда в новых условиях


Сегодня именно команда является ключевым моментом организации процесса работы, потому что постоянно меняются условия. Но основные инструменты остаются прежними. Но сначала про то, что происходит у нас в голове. Действовать всегда надо из ситуации. Почему вдруг в какой-то момент мы не можем работать так, как делали это всегда? Почему мы вдруг упираемся в стену? Что произошло? Коронавирус, оспа обезьян, еще что-то – и мы не знаем, как жить дальше.

Если нарисовать график, то в этой точке мы увидим градус сумасшедшего беспокойства. Но если вы мыслите хотя бы на отдаленную перспективу в рамках работы своей организации, ну так лет на 15-20, то этот градус будет снижаться. Потому что там – в той точке будущего через 15 лет – все нормально: вакцину изобрели, кредит погасили и так далее. Мы свою деятельность проецируем туда – мы становимся такими визионерами, футурологами. Проектируя команду, с которой мы будем смотреть в это будущее, мы должны как раз спроектировать этот совместный «вижен».

Как правило сегодня построение любой работы и любой команды строится как некая вертикаль. Наверху есть БигБосс, он раздает вниз какие-то задачи по функционалу, руководители подразделений тоже дальше транслируют следующие задачи. У Босса, конечно, есть какое-то видение. Конечно, он им делится со своим руководящим составом, но настоящая картинка есть только в голове у капитана. А перед персоналом ставятся задачи, выраженные чаще всего в каких-то цифровых показателях. Сделай столько-то того-то и тогда тебе будет такая-то премия. Надо сказать, что это так себе мотивация. Потому что, если у команды нет единого видения, система не полетит. У команды нет видения той точки, куда вы вместе должны прийти, нет общего понимания этой цели.
Так что же тогда делать?
Разворачивать систему по горизонтали

Как это сделать?
Внутри вашей деятельности вы перестаете думать о должностях, кто какую занимает функцию, а думаете о том, кто какую занимает позицию в процессе выполнения задачи и достижения цели. Позиция от функции отличается тем, откуда мы смотрим. И тогда получается истинная кросс-функциональность – каждый в своей позиции выполняет свою задачу, но вместе мы разделили единое видение результата и по поводу него договорились. В этом случае, мы не рассуждаем о том, кто из нас Босс. Единственный человек, который команде в этом случае нужен – это некий трекер, тот, кто понимает не только цель и результат, но и видит дорожную карту, как устроен сам процесс, и помогает нам по этой дорожной карте идти.

И тут создается точка соприкосновения двух типов организации: проектной, когда мы знаем цель, к какому результату мы идем, и процессной - мы видим карту, понимаем этапы, по которым мы движемся. В этом случае каждый член команды разделяет общую цель, при этом каждый ищет в ней свой интерес, решение своих задач, не противоречащих, а помогающих достижению общей цели. Трекер будет сопровождати на пути достижения этой цели И в этом направлении есть человек, который будет сопровождатьнас на этом пути - .

Что же будет мотивировать членов команды?

Известный социолог и специалист по Теории Игр Бартл предложил следующую схему мотивации:

  • Достиженцы – важен ощутимый результат
  • Коммуникаторы – важно общение
  • Исследователи – важно новое
  • Киллеры – важно проверить систему на прочность
Если каждый в команде соответствует своему типу, и вы выдаете ему функционал, соответствующий его мотивации – то все сработает и команда будет эффективно действовать.

Для того, чтобы определить себя каждому – надо в себе покопаться. Человек – очень сложная система. На него влияет все – окружение, происхождение, семья, религия, образование … и еще много-много всего. Назначая человека на какую-то позицию, вы должны это учитывать и максимально использовать его качества и способности. Очень важно увидеть, что именно для человека является определяющим драйвером, движителем его по жизни.

Организовывая командную работу, вы должны предусмотреть три верхнеуровневых показателя для каждого из участников команды: коммуникация, самосознание и генерация идей. Так каждый будет реализовываться на полную мощность.
Роли в команде
(вариант по игре «Что?Где?Когда?»,
подходящий под любые задачи):
  • 1
    Капитан – организующее звено, коммуникатор
  • 2
    ТПД («том прямого доступа» – мегаэрудит) – специалист, идеально разбирающийся в процессе
  • 3
    Интуит – «сердцем чувствует», но основывается на богатом опыте
  • 4
    Эксперт – точечный эксперт в ключевом вопросе, исследователь
  • 5
    Критик – находит слабые места, задает неудобные вопросы
  • 6
    Кросспол – надо, чтобы команда была разной, необходимо разбавлять команды в гендерном плане. Мужчины и женщины смотрят на вещи под разным углом. И это важно!
Роль трекера в такой команде может взять на себя капитан или эксперт

Вот такой базовый инструментарий, который может вам пригодиться в работе с командой. Успеха в бизнесе!
Автор статьи
Павел Сурков
Продюсер, писатель, культуролог, автор образовательных программ, эксперт по стратегическому развитию; старший преподаватель и мастер курса «Продюсирование и культурная политика» ИГСУ РАНХиГС; магистр игры «Что?Где?Когда?»
Подписывайтесь на наши соц. сети