В предыдущей статьемы обсуждали то, как придумать классную идею для бизнеса. А сейчас мы поговорим о том, как оценить эффективность вашей идеи.
Для любых идей существуют определенные критерии отбора на жизнеспособность. Есть различные варианты крэш-тестов. Надо знать и понимать их до того, как вы начнете внедрять вашу идею в жизнь и производство.
Для начала посмотрите на обобщенные критерии отбора:
‣Полезность для клиентов
‣ Техническую реализуемость
‣ Возможность прибыли от реализации
Самый простой способ проверить идею - так называемый «мама-тест»- обсудите свою идею с близкими. Для этого используйте простые открытые вопросы. Но обязательно помните – этого теста будет недостаточно. Ваши близкие чаще всего не объективны к вам. Они могут как переоценить вашу идею, так и недооценить. Поэтому «мама-тест» можно использовать только как первый шаг на пути оценки идеи.
Можно использовать модель SUCCES. Оцените вашу идею по следующим параметрам:
✔Simple (простота) – Какова суть идеи? Может рассказать ее в нескольких словах?
✔Unexpected (неожиданность) – Привлечет ли идея внимание? Есть в ней что-то новое?
✔Concret (конкретность) – Идея ясная? Не абстрактная?
✔Credible (заслуживающая доверия) – Поверят ли люди такой идее? Готовы будут за нее заплатить?
✔Emoution (эмоции) – Вызовет ли она эмоции?
✔Story (история) – Вдохновит ли эта идея людей?
Методик для оценки идей существует огромное множество. Мы приведем лишь несколько. Какие-то параметры будут повторяться из методики в методику, а некоторые будут уникальны. Количество и качество проработки/оценки критериев тоже будет варьироваться.
Давайте посмотрим очень лаконичную методику FAN:
Feasible (осуществимость)
Можно ли реализовать вашу идею?
Attractive (привлекательность)
Является ли она привлекательной для клиентов и инвесторов?
Novel (оригинальность)
Насколько идея инновационна?
Бизнес-теоретик Эрик Рис предложил вот такой путь для «бережливого стартапа»:
1. Сформулируйте гипотезу; 2.Протестируйте ее локально на небольшой доле рынка; 3.Получите обратную связь и оцените результаты;
Это, конечно, уже «полевое» испытание и проверка гипотезы, предполагающее вложение и затраты на производство.
А вот такая оценка вашей идеи абсолютно креативна, незатратна, но дает очень важное понимание ценности вашего продукта для клиента. Подумайте, чем является ваш продукт для клиента:
‣Кислородом - сможет клиент прожить без вашего продукта? ‣Аспирином - избавляет ли он клиента от каких-то его болей? ‣Драгоценностью - ценность продукта лежит за пределами зоны выживания и необходимости, но очень важна для клиента
Очень важно понимать – кому и зачем будет важен и нужен ваш продукт
Вот несколько вариантов оценки потенциального спроса:
1
Полевой опрос – кофе-тест
Поговорите с потенциальными клиентами за чашкой кофе. Задайте несколько вопросов о продукте, пока они пьют кофе за ваш счет. Поверьте, результаты отобьются многократно.
2
Wordstat.yandex.ru
Этот сервис покажет, сколько людей искали в интернете этот товар или услугу, можно оценить популярность и спрос на категорию товаров.
3
Доступность ЦА
Вы сможете дотянуться до нужной вам аудитории потребителей? Насколько она доступна?
4
Возможность развития
Оцените, насколько возможно масштабировать вашу идею, развивать ваш бизнес?
«Тапки клиента»
Очень полезно погрузиться самому в образ потребителя вашего продукта, так сказать, надеть его «тапки». Пройдите путь, по которому клиент будет проходить, приобретая или приближаясь к вашему продукту. Поиграйте в него – что ему мешает? Что ему помогает? Удобно ли ему пользоваться предлагаемыми путями доставки или подходами к вашему маркету? Если вы четко обрисуете образ вашего потенциального покупателя, подробно, во всех деталях, то вы поймете, что может помочь или, наоборот, помешать ему при выборе вашего продукта. В этом методе надо подключать все свое воображение и все органы чувств. Можно даже переодеться и сыграть в предполагаемого покупателя. Помните, как в фильме «Чего хочет женщина?» герой Мэла Гибсона примеряет на себя женские вещи? Забавно, но это дает определенную глубину погружения в образ. И это может подсказать – например, то, что женщине могут помешать каблуки и она просто не пройдет на них по какой-нибудь пересеченной местности или неровному полу. И сразу после прохождения пути и получения такого опыта, составляйте карту пути пользователя. Она наглядно отражает сценарий действий покупателя: шаги, эмоциональные реакции, время, ключевые цитаты.
И, наконец, прикиньте хотя бы приблизительно финансовые затраты:
‣ Стоимость и отдачу от одной сделки/продажи ‣ Минимально необходимый ФОТ (фонд оплаты труда сотрудников) ‣ Дефицит инвестиционного бюджета ‣ Источники финансовых ресурсов (банковские кредиты, государственные субсидии, гранты, вложения спонсоров, деньги партнеров и прочее)
Подумайте, где вы будете брать деньги и как планируете их отдавать? Как будете решать возникающие проблемы?
Обязательно посмотрите на конкурентов. Внимательно их проанализируйте. Если вы считаете, что конкурентов у вас нет, скорее всего вы сильно недооцениваете свой рынок.
Составьте простой чек-лист (например, по 5-бальной системе).
Проведите тестовуюрекламную компанию вашего продукта
1.Создайте простой лендинг, где будет показан УТП вашего продукта и кнопка предзаказа. Так вы сможете собрать реальные заявки на ваш продукт
2.Добавьте на сайт коды для отслеживания на Google Analytics и кнопки, призывающие потребителя к действию
3.Проведите минимально затратную рекламную кампанию, чтобы привлечь трафик на сайт и оцените конверсию
4. Свяжитесь с людьми, которые подписались на вашу рассылку. Поговорите с ними. Так вы узнаете, чего же они хотят на самом деле
5.Воспользуйтесь ресурсами, например, betali.st, протестируйте вашу идею участниками других стартапов.
Итак, мы пришли к алгоритму отбора идей:
1
Определите приоритетную стратегию
2
Выделите существенные критерии для вашего продукта
3
Проведите тестирование идей разными методиками
4
Сведите в таблицу тестовые оценки идей
5
Отберите наиболее жизнеспособные
6
Выберите идею, с которой начнете детальную проработку и запуск вашего бизнеса
Желаю вам выбрать и реализовать самую эффективную идею!
Директор ООО «Уральский Туристический Альянс»; соучредитель 3 предприятий в ГК Альянс; сертифицированный коуч международной корпорации Leadership Management International Inc. (USA) и ICF (Международной Федерации Коучей)
Подписывайтесь на наши соц. сети
Хотите развивать бизнес? - Запишитесь на БЕСПЛАТНУЮ диагностическую встречу с экспертом Академии Eduprofit
За 40 минут встречи будет произведена экспертиза ваших: проекта, продукта, целей, ресурсов и команды
Встреча проходит в формате онлайн
После встречи у Вас останутся четко сформулированные цели, способы и время их достижения