Привлечение средств и партнеров в социальный проект

(Краткая инструкция)
Коротко о себе:
Савельевских Анна Валерьевна
Директор АНО ИОСТИ «Открытый город», основатель инклюзивных мастерских «Город мастеров». Фандрайзер социальных проектов.
Что такое «Город мастеров»?
Социальный стартап 2019 года от команды АНО «Открытый город» (Екатеринбург)

Для чего?
«Город мастеров» – это 3 производственные мастерские, обеспечивающие поддерживаемое трудоустройство взрослых с аутизмом и ментальными нарушениями.

Сколько нас?
В мастерских сегодня занято 32 работника с инвалидностью, а так же команда из мастеров, тьюторов и волонтеров.

Какие слова говорят друг другу руководители социальных проектов по вечерам на лавочке? Они говорят: фандрайзингбюджеткраудфайдингдонор
И смотрят друг другу в глаза…

Вот про эти слова мы сегодня и поговорим. Я назвала эту статью – краткой инструкцией для социальных предпринимателей по привлечению денег в проекты.

Что такое социальный проект?
Это комплекс действий и мероприятий, направленный на достижение цели, выполнение задач и получение заранее запланированных результатов для решения актуальной социальной проблемы. Проект всегда ограничен временем, территорией, командой и бюджетом.
Примеры успешных социальных бизнес-проектов
Малый Турыш (Автор - Гузель Санжапова)
Развитие территории, производство.

Удачный пример социального предпринимателя, поднявшего проект в заброшенной деревне. Гузель создала производство по изготовлению различных продуктов из меда. Превратила эти продукты в интересные и необычные – «крем-мед» с разными вкусами, «полезные леденцы на деревянных ложечках» и т.д. Привлекла к участию в своем проекте жителей своей деревни Малый Турыш. Она умеет замечательно простраивать компании по сбору денег на платформах и собирает по 2-3 миллиона рублей за сессию. Все деньги вкладываются в развитие производства и деревни. Сейчас бизнес Гузель – это постоянно масштабирующееся, успешно развивающееся производство. В ходе реализации проекта Гузель деревня Малый Турыш ожила.

Фонд «Облака» (Руководитель – Джамиля Семененко)
Charity-market, социальная помощь.

В этом примере я хотела бы обратить ваше внимание на то, как важна роль личности в таких проектах. Джамиля начала со сбора и раздачи вещей для семей, попавших в трудные жизненные ситуации. Она и сама была одной из таких женщин. Это, кстати, самая частая история в социальных проектах. Затем она заметила, что некоторые вещи, которые приносят жители Барнаула, очень высокого качества. А значит родилась идея создать Charity-market – магазин, в котором реализуются хорошие, часто брендовые вещи, понятно, с определенным дисконтом, а вся выручка от этих продаж идет на благотворительность. Дело продолжало набирать обороты и вскоре Джамиля создала швейный цех, где стали работать женщины, которым она помогала.

«Город мастеров» (Основатель – Анна Савельевских)
Создание рабочих мест для людей с инвалидностью, социальная абилитация.

Важная и острая проблема для семей, где есть люди с ментальными нарушениями – их трудоустройство, создание рабочих мест. Как я уже говорила выше – сейчас это 3 действующие мастерские, в которых занято 32 работника с инвалидностью.
Зачем социальному проекту «деньги со стороны»?
На разных этапах развития проекта, цели могут быть разными:

Старт: идея есть, денег нет

Рост: есть работающий проект – не хватает собственной энергии

Развитие: появление новых направлений работы (новых целевых групп, новых площадок и т.д.)
NB: Социальный проект – это «анти-бизнес». Идеальная картина для социального проекта, его цель – чтобы он выполнил свою задачу и прекратил существование! В традиционном бизнесе цель ровно обратная, постоянное развитие.
А теперь вернемся к замечательным словам и их расшифровке
КРАУДФАНДИНГ (народное инвестирование) - привлечение небольших частных взносов за небольшое вознаграждение.

Вы рассказываете о своей идее и просите людей помочь деньгами, кто сколько может. Не совсем безвозмездно – вы обещаете какой-то небольшой подарок/мерч за эти взносы каждому участнику. Часто к таким сборам привлекают известных людей. Такая звезда кроме обращения к своим поклонникам, может сделать что-то еще в поддержку проекта. Например, Борис Гребенщиков записал альбом и выступил лицом Благотворительного фонда «Мой Мио» при сборе денег для детей с синдромом миодистрофии Дюшенна. Участники получали запись альбома с автографом Бориса. Акция по сбору средств была очень успешной.

ВАЖНО:
Нужна абсолютная честность и прозрачность! Вас не должны заподозрить ни в чем, за каждую полученную копейку вы должны отчитаться перед своими донорами. Доверие, доверие и еще раз доверие – только так это работает. А потому важно сотрудничать с проверенными площадками, которые обязуются заранее проверять своих респондентов и не пускать мошенников.
Основные краудфандинговые площадки России:
Принципы успешного крауд-проекта:
1. Огненная идея

2. Отличные вознаграждения

3. Сплоченная аудитория

4. Известный человек на поддержке

5. Очень-очень много активности в соц.сетях
ФАНДРАЙЗИНГ (целевое привлечение средств) - благотворительные сборы средств на конкретные добрые дела от имени организаторов. («Нажмите на кнопку, перечислите нам денег, и мы сделаем людям много добра»)

И да – это работает только так! Нажмите кнопку – перечислите деньги в один клик! Никаких «перейдите на наш сайт, найдите страницу и …» На этом ваш сбор закончится, даже если идея была прекрасной. И здесь тоже очень важна фигура того человека, который просит о переводе денег. У нас на Урале очень успешно собирает деньги на важные вещи, например, на лечение детей – Евгений Ройзман. Доверие к человеку столь велико, что ему несколько раз удавалось набрать сумму на покупку супер-дорогого лекарства для лечения спинальной мышечной дистрофии у детей. Конкретным малышам это лекарство было куплено, хотя цена за него около 160 млн рублей за дозу.
Основные российские площадки для фандрайзинга:
ВАЖНО:

1. На площадки попадают только проверенные организации.

2. Размещаются только благотворительные проекты.

3. Успех зависит от идеи, сроков и грамотного пиара

4. Лучше работает адресная помощь
ВОЛОНТЕРСКИЙ ФАНДРАЙЗИНГ («народная благотворительность») - организация сборов, мероприятий и акций не авторами проекта, а его сторонниками. Исторически, вероятно, первый волонтерский фандрайзинг – это «Забор Тома Сойера».

В Екатеринбурге уже несколько лет проходит «Запой добра» - люди в определенные дни собираются в барах и покупают одну кружку пива по цене 2-х. И вот эта вторая цена – идет на благотворительный проект, который они заранее выбирают открытым голосованием. В прошлом году в таком «Запое» приняло участие 11 баров города.
Крупнейшая платформа волонтерского фандрайзинга
ГРАНТЫ, ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СУБСИДИИ
С 2021 года они доступны не только для некоммерческого сектора, но и для социальных предпринимателей, а также для физических лиц.

Некоторые полезные источники информации о грантах:

1) https://президентскиегранты.рф - Фонд президентских грантов;

Остановлюсь на Президентском гранте чуть подробнее. Для него разработана самая подробная и самая четкая инструкция. Если вы скачаете ее и заполните заявку – вы можете смело подавать свой проект на любой другой грант. Просто в качестве тренажера – попробуйте описать свой проект, следую этой инструкции. Настоятельно рекомендую всем, кто планирует собирать деньги через гранты.

2) https://fondpotanin.ru/ - Фонд Потанина;

3) https://pravkonkurs.ru/ - конкурс «Православная инициатива»;

4) https://timchenkofoundation.org/ - Фонд Тимченко;

5) https://fadm.gov.ru/activity/grant/card/1 - гранты «Росмолодежь»;

И, наконец, очень удобный агрегатор «Капитан Грантов», он поможет автоматически отслеживать все сроки по подаче заявок и объявление конкурсов:

6) https://vk.com/cptgrantov - капитан Грантов.
Краткие выводы:
Инструкция по работе с социальным проектом:

1. Четко выделяем проект из текущей деятельности

2. Определяем четкие цели и задачи

3. Ставим временные рамки

4. Подбираем команду

5. Определяем бюджет!

6.
Определяем источники финансирования и соотношение – привлеченные/собственные ресурсы

7. Ищем деньги и ресурсы
Как добиться успеха?

1. Для успеха важна информационная открытость

2.
Ваш проект – это ваши сторонники

3. Нет фото и видео – нет проекта

4. Проект начинается с идеи, а заканчивается отчетами

5.
Руководитель несет ответственность за все

6. Дорогу осилит идущий!
Удачи вам, дорогие социальные предприниматели!

Подписывайтесь на наши соц. сети